Стратегия "нулевой смертности" на дорогах

Ноль погибших в ДТП к 2030 году – такой фантастический сценарий обещает превратить в реальность Кабмин. Дмитрий Медведев подписал новую Стратегию безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы. Планы в документе расписаны поистине наполеоновские. Это и неотвратимость наказаний для нарушителей ПДД, и новые сверкающие свежим асфальтом улично-дорожные сети. Но главное – водители должны перестать гибнуть в искореженных от удара машинах. А пешеходам чиновники обещают создать такие условия, что даже если очень хочется перейти дорогу в неположенном месте, - не получится.

Главная идея новой стратегии – это так называемая политика нулевой терпимости к смертности на дорогах. Правда, к абсолютному нулю авторы документа планируют прийти лишь к 2030 году. А программа максимум на 2024 – не более четырех погибших на 100 тысяч населения.
Основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских.
При этом авторы стратегии признают, что до европейских стандартов безопасности нам пока как до Луны. Так, за 2016 год на российских дорогах погибло 20308 человек. А в странах Евросоюза – 25500. Вроде бы больше, да вот только население нашей страны - 146,8 миллиона человек. А в Еврозоне живут 510 миллионов.

Еще одна печаль отечественных дорожников – так называемый показатель социального риска. На момент 2016 года у нас он составлял 13,8 погибших на 100 тысяч населения. В то время как в Европе всего 5 человек на те же сто тысяч.

Однако в Кабмине полагают, что догнать и даже перегнать Старый свет у нас получится. Для этого всего-то и надо, что изменить поведение участников дорожного движения, защитить пешеходов от невменяемых водителей, усовершенствовать улично-дорожную сеть, изменить систему допуска водителей за руль, развить систему оказания помощи пострадавшим и…сформировать позитивный имидж сотрудников ГИБДД.

- Надо понимать, что стратегия – это первый этап, сформулированная цель, - считает руководитель аналитического центра «Пробок.нет» Александр Шумский, - Раньше считалось, что люди гибнут на дорогах, и это неизбежно. Теперь же принята политика нулевой терпимости к дорожной смертности. В Норвегии, где действует такая же политика, за 2016 год не погибло ни одного ребенка в ДТП. Для сравнения в Краснодарском крае, где население сравнимо с населением Норвегии, погибли 15 детей. За этим решением последует мощный комплекс действий. Будут меняться ГОСТы на дорожное покрытие, отбойники, дорожные знаки. Будут вноситься изменения в ПДД.

Первое, чего стоит ожидать водителям уже в этом году – это снижение предельно допустимой скорости, - полагает эксперт. Далее, скорее всего, будут меняться требования к пешеходным переходам.
Дорожные полицейские и специалисты по безопасности начнут анализировать каждый «народный» переход – те места, где люди регулярно перебегают дорогу не по правилам. Если окажется, что народу просто так удобнее, в таких местах начнут появляться «зебры», светофоры или надземные пешеходные переходы.
Однако не все автоэксперты восприняли планы Кабмина как благо для водителей.

- Почти всё, что там написано (в Стратегии) – это разворот месседжа «водитель всегда виноват»,- написал на своей странице в соцсети координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, - Я думаю, что увеличат штрафы в несколько раз, снизят разрешенный скоростной режим в городе до 50, а в центре до 30 км/ч, поставят 100 тысяч камер и будут за малейшее превышение карать минимальным штрафом тысяч в 5 рублей. Ну и балльная система, куда без неё. Ну и еще закрутят гайки для водителей-новичков».